Место встречи изменить нельзя |
16.10.2013, 14:14 |
|
|||
Искатель Карточка |
«Ме́сто встре́чи измени́ть нельзя́» — советский пятисерийный телефильм режиссёра Станислава Говорухина по повести братьев Вайнеров «Эра милосердия» (название фильма совпадает с названием романа в первой публикации в журнале «Смена», № 15-23 за 1975 год). Фильм рассказывает о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы. Снят Одесской киностудией, съёмки начались 10 мая 1978 года[1] и проходили в Одессе и Москве. Премьерный показ фильма по Центральному телевидению СССР был начат 11 ноября 1979 года. Сюжет Действие фильма разворачивается в послевоенной Москве в августе—ноябре 1945 года. Сотрудники отдела НКВД по борьбе с бандитизмом, московского уголовного розыска (МУР) — опытный оперативник Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и герой-разведчик, фронтовик, но новичок в сыскном деле, немного наивный и идеалистичный Владимир Шарапов (Владимир Конкин) — противостоят банде грабителей «Чёрная кошка», которая грабит магазины и безжалостно убивает тех, кто попадается им на пути. В первый день службы Шарапова в МУРе оперативник из Ярославля Василий Векшин, вызванный в Москву для внедрения в банду, идёт на заранее назначенную встречу с бандитом. Жеглов, Шарапов и другие товарищи наблюдают за этой встречей. Но пришедший бандит, выбрав удачный момент, «прощается» с Василием, а затем вскакивает на подножку проходящего трамвая. Когда товарищи подходят к сидящему на скамейке Векшину, выясняется, что он убит: бандит ловко воткнул в него при прощании заточку. Сотрудники отдела выезжают по вызову на склад, который грабит банда. Шарапов сталкивается с одним из бандитов, но тот, прикинувшись фронтовиком, обманывает Шарапова и уходит. Параллельно Шарапов расследует убийство некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый — её бывший муж, солидный немолодой врач, так как в его квартире нашли орудие убийства. Однако Шарапов, видя нестыковки в показаниях и понимая, что такой интеллигентный человек вряд ли мог пойти на убийство собственной жены, не уверен в виновности Груздева и стремится непредвзято разобраться в обстоятельствах дела. Во время общегородской операции оперативники в одном заведении проверяют документы. Из заведения вдруг убегает молодая дама. Шарапов, обнаружив это, приказывает своему коллеге Николаю Тараскину встать на его, Шарапова, место, а сам устремляется в погоню, задерживает ту самую даму и вместе с ней возвращается обратно. В даме Жеглов узнаёт проститутку Марию Афанасьевну Колыванову по прозвищу Манька-Облигация, у которой найден браслет Ларисы Груздевой. От Маньки герои узнают, что браслет ей подарил вор-рецидивист Валентин Бисяев по прозвищу Копчёный. Копчёный, после того, как его задерживают в бильярдной, сообщает, что выиграл его в карты у карманника Сапрыкина по прозвищу Кирпич. Кирпича ловят в трамвае с поличным при попытке вытащить у женщины из сумки кошелёк, и хотя тот бросает кошелек на пол, Жеглов незаметно кладет ему эту важную улику на входе в отделение милиции, и вследствие этого Кирпича изобличают. При допросе он сообщает, в свою очередь, что выиграл браслет у некоего Фокса. Кирпич сообщает информацию о Фоксе, в частности, что он живёт в Марьиной роще у Верки-модистки, перешивающей краденую одежду. Там милиционеры обнаруживают и другие вещи, пропавшие из дома Ларисы Груздевой. Оперативники устраивают засаду на квартире Верки. Но из-за трусости, проявленной одним из оперативников, Фоксу удаётся перебить засаду и уйти. Второй оперативник, Топорков, при этом получает тяжёлое ранение. Жеглов выгоняет Соловьёва из органов за малодушие. Верка сообщает, что Фокса с ней познакомила Ирина Соболевская, работающая в Доме мод. Она сообщает Шарапову приметы Фокса, и Шарапов узнаёт по описанию бандита, которого он ранее упустил при попытке задержать банду, грабившую склад. А тем временем сыщики выясняют, что Соболевская и Груздева были подругами, и что Фокс был любовником Соболевской, от которой ушёл к Груздевой. Шарапов перепроверяет улики против Груздева и доказывает его невиновность. Соболевская сообщает, что Фокс ночует у Петра Ручникова по кличке «Ручечник». Жеглов и Шарапов в театре ловят Ручечника и его подручную Волокушину после того, как Ручечник ловко вытаскивает номерок у англичанина, а Волокушина получает по этому номерку норковую шубу жены англичанина. Затем Волокушину используют, чтобы выманить Фокса на встречу в ресторан «Астория». Жеглов устраивает в ресторане засаду. Фокс чувствует неладное и пытается уйти, однако после автомобильной погони по улицам ночной Москвы милиционеры его задерживают. При погоне Жеглов убивает шофёра грузовика, на котором удирает Фокс. После дактилоскопирования выясняется, что этот шофёр — тот самый бандит, который заколол заточкой Василия Векшина. На субботнике в МУРе Шарапов вновь встречается с сержантом Варварой Синичкиной — постовым милиционером, с которой они вместе отвозили в детдом малыша-подкидыша. Между молодыми людьми возникает симпатия, и они начинают встречаться. Шарапов хитростью заставляет Фокса написать записку своей любовнице Ане — через неё милиционеры планируют передать банде «план освобождения Фокса» и угрозу Фокса всех выдать, если его не освободят. Шарапов встречается с ненастоящей Аней, и та назначает Володе встречу в Сокольниках. Пришедшая настоящая Аня узнаёт о Фоксе, но бандиты похищают Шарапова, затолкнув в фургон «Хлеб» и отрываются от слежки Жеглова, проскочив железнодорожный переезд прямо перед поездом. Шарапову удаётся (в этом ему помог Левченко, бывший фронтовой товарищ, который оказался в банде) убедить главаря — горбуна по имени Карп — в своей честности перед ним, и бандиты решают идти выручать Фокса. На совещании в МУРе Жеглов решает: хотя связь с Шараповым и потеряна, тот, как человек военный, поймёт, что оговорённое место и время операции изменить нельзя, и устраивает засаду в магазине, привезя туда Фокса «для следственного эксперимента». Но как спасти Шарапова? Оперативники МУРа решают, что фотография возлюбленной Шарапова, приклеенная на дверь кладовки, сможет подсказать ему, что делать. Когда бандиты заходят в подвал, гаснет свет. Шарапов, который ещё при свете обнаружил на двери кладовки портрет Вари, укрывается в той самой кладовке. Бандиты, потерявшие Шарапова, начинают его кликать. Левченко, уже почуяв неладное, предлагает уходить, но главарь банды Карп «Горбатый» возражает: «Покончим с НИМ (Володей), тогда уйдём». И вдруг через вентиляционный люк раздаётся громкий голос Жеглова: «Граждане бандиты! Внимание! Ваша банда полностью блокирована!…» Далее Жеглов предлагает бандитам сдаться по-хорошему, предупреждая, что в противном случае имеет указание со стороны начальства живыми их не брать. Бандиты, понимая, что им не вырваться, решают сдаться милиции. И вот, они обезврежены. Левченко, не желая в очередной раз оказаться в тюрьме, совершает попытку бегства, и его вынужденно убивает Жеглов. Огорчённый и подавленный Шарапов просит Копытина отвезти его к детдому. Володя решает усыновить малыша, но в детдоме ему сообщают, что ребёнка уже усыновили. Шарапов приходит в квартиру к Варе, сержанту-постовому, с которой он устраивал подкидыша в детдом. Здесь видит её и усыновлённого ею малыша. Это ключевое отличие сюжетной линии фильма от книги, которая заканчивается достаточно пессимистично — там Варя погибает. В течение фильма явственно проступает столкновение двух школ ведения следствия — старой (олицетворенной Жегловым) и новой (представленной Шараповым). Методы Жеглова — жестокие. Он, руководствуясь сиюминутной необходимостью, не колеблясь, нарушает закон и подбрасывает Кирпичу кошелек, чтобы изобличить его, и хотя симпатии зрителей всецело на стороне Жеглова (его фраза «Вор должен сидеть в тюрьме, и народ не интересует каким образом я его туда упрячу» становится крылатой), Шарапов упрекает его в том, что тот замарал честь офицера. То же проявляется и в отношении к Груздеву, которого Шарапов хочет отпустить сразу, как только становится ясна невиновность подследственного. Жеглов же отказывается выпускать Груздева, пока настоящий убийца Груздевой (Фокс) не пойман, а потом и вовсе бросает зловещую фразу: «Наказания без вины не бывает». Шарапов является представителем той самой зарождающейся «эры милосердия», о которой говорит Михаил Михайлович Бомзе, герой Зиновия Гердта. В ролях Владимир Высоцкий — капитан Глеб Жеглов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом МУРа Владимир Конкин — старший лейтенант Владимир Шарапов Работники правоохранительных органов: Всеволод Абдулов — Петюня, опердежурный Пётр Соловьёв Андрей Градов — Николай Тараскин Наталья Данилова — Варя, младший сержант Варвара Синичкина, подруга Шарапова (озвучивала Наталья Рычагова) Евгений Леонов-Гладышев — Василий Векшин (в титрах — Евгений Леонов) Павел Махотин — Павел Владимирович, следователь прокуратуры Александр Милютин — Иван Пасюк Алексей Миронов — Александр Иванович Копытин (по книге — Иван Алексеевич Копырин) Генрих Осташевский — генерал, выступающий с докладом в клубе Управления милиции Владлен Паулус — Родионов, эксперт МУРа Лев Перфилов — фотограф Григорий Ушивин по прозвищу «Шесть-на-девять» Евгений Шутов — подполковник Сергей Ипатьевич Панков Евгений Стежко — лейтенант Топорков Соседи Шарапова: Зиновий Гердт — Михаил Михайлович Бомзе Нина Корниенко — Шурка, Александра Баранова Игорь Старков — инвалид Семён, муж Шурки Свидетели, проходящие по делу Ларисы Груздевой: Юнона Карева — Галина Желтовская Светлана Светличная — Надя Колесова, сестра Ларисы Груздевой Николай Слесарев — Фёдор Петрович Липатников, сосед Груздевых Наталья Фатеева — Ингрид Карловна (Ира) Соболевская Сергей Юрский — Иван Сергеевич Груздев (по книге — Илья) Банда «Чёрная кошка»: Александр Абдулов — водитель хлебного фургона, Лошак Александр Белявский — Евгений Петрович Фокс Иван Бортник — «Промокашка» Армен Джигарханян — Карп («Горбатый»), главарь банды Владимир Жариков — бандит с ножом (по книге — «Чугунная рожа») Валерия Заклунная — Клавдия, подруга Карпа Виктор Павлов — Сергей Левченко Олег Савосин — Алексей Диомидович Тягунов Татьяна Ткач — Анна Петровна Дьячкова, подруга Фокса Олег Федулов — Шофёр Есин, убийца Векшина Наталья Ченчик — подставная «Аня» Рудольф Мухин — водитель банды «Чёрная кошка» Прочие уголовники и околоуголовные элементы: Екатерина Градова — Светлана Петровна Волокушина, подручная Ручникова Людмила Давыдова — «Верка-модистка», Вера Степановна Маркелова (по книге — Моторина) Евгений Евстигнеев — Пётр Ручников по кличке «Ручечник» Леонид Куравлёв — Валентин Бисяев по кличке «Копчёный» Станислав Садальский — Константин Сапрыкин по кличке «Кирпич» Лариса Удовиченко — Мария Афанасьевна Колыванова по кличке «Манька-Облигация» Другие: Зоя Василькова — потерпевшая, которой «Кирпич» порезал сумку в трамвае Миша Епифанцев — внук сторожа магазина Наталья Крачковская — певица в кинотеатре Валентин Кулик — певец в кинотеатре Нина Озорнина — работница ресторана Валерий Янклович — администратор Большого театра Элла Ярошевская — работница ресторана Наталья Петрова — Марианна, работница ресторана Сергей Мазаев — саксофонист в ресторане и в кинотеатре Лариса Гузеева — девушка, танцующая с Тараскиным Лариса Голубкина — железнодорожница на переезде, где бандиты ушли от «хвоста» Съёмочная группа Авторы сценария: Георгий Вайнер, Аркадий Вайнер Режиссёр-постановщик: Станислав Говорухин Главный оператор: Леонид Бурлака Главный художник: Валентин Гидулянов Композитор: Евгений Геворгян Главные консультанты: К. Никитин, В. Самохвалов Режиссёр: Н. Попова Оператор: В. Щукин Художник по костюмам: Н. Акимова Художник-гримёр: Вячеслав Лаферов Монтаж: Валентина Олейник Звукорежиссёр: Анатолий Нетребенко (укр.)русск. Ассистенты художника: Михаил Безчастнов, Л. Цыгульськая Редактор: И. Алеевская Консультант: Н. Кондрашов Комбинированные съёмки: Оператор: С. Мельниченко Художник: К. Пуленко Симфонический оркестр Госкино СССР, дирижёр — М. Нерсесян Каскадёры: Владимир Жариков, Олег Федулов Мастер по свету: Валерий Логвинов Директор фильма: Джемиля Панибрат Владимир Высоцкий в фильме После того, как Вайнеры подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал: — Я пришёл застолбить Жеглова… Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»? — Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я… Из воспоминаний Станислава Говорухина следует, что Владимир Высоцкий прочитал книгу Вайнеров «Эра милосердия» только во время съёмок фильма. До этого Высоцкий артистично врал авторам о том, как он впечатлён книгой. Примерно за месяц до начала съёмок Владимир Высоцкий и Марина Влади приехали к Говорухину. На этой встрече Высоцкий отказывался от роли Жеглова: «Я не могу терять год жизни на кино! Чувствую, что мне мало осталось, хочу и должен писать…» Но режиссёр убедил актёра, что без него фильм не получится. Высоцкий согласился. Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова. Когда Говорухин отсутствовал на съёмочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким. Во время съёмок Высоцкий сильно разругался с Говорухиным и уехал. Поэтому сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова («Пасюк! Ваня, а ну держи меня! — Как держать? — Нежно!») доснимали позже, когда Высоцкий «отошёл» и приехал. Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Для фильма он написал песню «О конце войны», но Говорухин отказался включать её в киноленту, так же, как и предложенную «Балладу о детстве». Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Александра Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел своё, не буду петь и Вертинского», однако, поддавшись на уговоры, в одной из сцен, играя на пианино, произносит несколько строк из «Лилового негра», но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивает их репликами, обращёнными к Шарапову. Сцена игры на пианино также является единственной в фильме, где герой Высоцкого показан в парадной форме капитана НКВД. В 1987 году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова. Владимир Конкин о фильме Рассказывая корреспонденту газеты «Аргументы и факты» о фильме, Владимир Конкин говорил: «Жегловщина и сегодня никуда не делась — если посмотришь на умильные лица милиционеров. Как они любят людей, полицмейстеры наши, как горят на работе!..» «Нашему обществу нужны идеалы. Без них мы пропадём. Идеал — это маяк, на свет которого тянутся миллионы. И Шарапов был таким маяком. Почему эта картина не устарела? Не только потому, что там покойный Высоцкий снимался. Но и потому, что там есть Шарапов. Потому что жегловщина — это унизить невиновного и не извиниться. Власть перед нами не извиняется! Как научить власть быть вежливой? Вот Шарапов и пытается их этому научить.» Издания 1997 Video CD: 5 Video CD, издатель: «Крупный план», 1997 г. 1999 VHS: 2 VHS Cassette, издатель: «Мастер Тэйп», (professional quality Betacam sp VHS) Limited Edition series, 1999 г. 2000 DVD: 2 DVD, звук 5.1, английские и русские субтитры, издатель «Twister», 2000 г. 2002 CD-Video: 5 MPEG-4 CD, издатель «ИДДК», серия «Наше старое кино», 2002 г. 2003 VHS: 3 VHS, издатель: «Крупный план», 2003 г. Факты о фильме Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. На фотографии 1945 года он поразительно похож на Конкина. Однако по характеру он не соответствовал образу Шарапова, был весельчаком и балагуром. У Жеглова прототипа не было, в основу его образа легло много знакомых братьев Вайнеров. В фильме использованы материалы реально существовавших уголовных дел. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве — дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели доказать его невиновность). Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа «Банда высокого Блондина»), ставшей прототипом банды «Чёрная кошка», жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин, послуживший прототипом полковника Данилова — главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: «По данным уголовного розыска» и «Приступить к ликвидации». Первоначально фильм планировалось назвать также как и книгу — «Эра милосердия», но так как чиновникам кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие», название было изменено. Авторам фильма было поставлено категорическое условие: Левченко и Варю, как в романе, не убивать. Это сразу искажало весь идейный смысл. После долгих споров был предоставлен выбор: убит должен быть кто-то один. Пришлось «пожертвовать» Левченко. Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удалённых сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан сразу же после немой сцены, когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью. Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма. Когда в пятой серии Горбатый и Промокашка требуют от Шарапова сыграть на пианино, Шарапов исполняет Шопена — этюд f moll, Op. 25 № 2. В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова и сын друга Высоцкого Вадима Туманова, Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой, а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же играет в составе оркестра в последней серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня «Неудачное свидание»). В своё время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанного Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?». В 1990 году группа «Любэ» спела песню «Атас» про главных героев фильма. Памятник В. Высоцкому в образе Глеба Жеглова установлен в Мариуполе в центре города, рядом с рестораном «Место встречи». 14 апреля 2009 года в Киеве возле здания МВД Украины открыли памятник Жеглову и Шарапову. В титрах фильма указан сын Марины Влади и Робера Оссейна — Пьер Оссейн, присутствовавший на съёмках, хотя сам Пьер, просматривая фильм, так и не смог найти себя. На самом деле он участвует в эпизоде где его Варя Синичкина ведет за руку. В роли Галины Желтовской снялась первая жена С. Говорухина — Юнона Карева. В роли Шарапова В. Высоцкий хотел видеть другого артиста — А. Молчанова, но тот отказался от роли. Сцены в картине: опознание Фокса и освобождение Груздева были сняты под режиссурой Владимира Высоцкого. Матчи чемпионата СССР по футболу 1946 года «Зенит» — «Спартак» и ЦДКА — «Динамо» (в фильме не уточняется, какое именно — московское, ленинградское, киевское, минское или тбилисское) на самом деле проходили в разное время. 19 августа действительно проходил матч «ЦДКА» — «Динамо» (Москва) (1:0), но со «Спартаком» играл не «Зенит», а другой клуб из Ленинграда — «Динамо» (Ленинград). Убийство же Ларисы Груздевой по фильму произошло 21 августа, когда никаких матчей по расписанию не было. Фразы, ставшие крылатыми Целый ряд фраз и выражений из фильма прочно вошли во фразеологию современного русского языка, став крылатыми. Среди них «Вор должен сидеть в тюрьме!» (Жеглов) «Ну и рожа у тебя, Володя! Ну и видок у тебя, Шарапов!» (Жеглов) «А угостите даму спичкой, гражданин начальник!» (Манька Облигация) «Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок» (Горбатый) «Милосердие — поповское слово» (Жеглов) «Ты не сознание потерял — ты совесть свою потерял» (Жеглов) «Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик — и ты уже на небесах» (Горбатый) |
||
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
Текстовая версия | Сейчас: 25.11.2024, 2:40 |